Гимранова Эльвира Равкатовна, воспитатель МДОАУ «Детский сад №112» г. Оренбург

Педагогическим работникам

 Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Лексико-грамматические упражнения»

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Активизировать речь детей.Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Задачи:

Образовательные: Развивать речь детей

Развивающие:Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Активизировать речь детей.Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Воспитательные: воспитывать организованность, коллективизм.

ХОД:Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? Но если любите, тогда сегодня я хочу поиграть с вами.

вет»

Вспомним, какие цвета мы знаем. Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.

Брусника (цвет какой) – брусничный. Свекла (цвет какой) – свекольный.

Орех (цвет какой) – ореховый. Морковь (цвет какой) – морковный.

Слива (какой цвет? – сливовый.

Игра: «Какие бывают соки»

Как эти соки называются?

Сок из яблок – яблочный. Сок из винограда – виноградный.

Сок из моркови – морковный. Сок из томатов – томатный сок.

Сок из огурцов – огуречный сок. Сок из слив – сливовый сок.

Сок из капусты – капустный сок. Сок из картофеля – картофельный сок.

Сок из клюквы – клюквенный. Сок из груш - …грушевый.

Следующая игра: «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый.

Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный.

Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец. Длинный – короткий.

Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий.

Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.

Воспитатель: Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните. Но сначала мы с вами немного отдохнем.

Физминутка

Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Воспитатель: Отдохнули! Ну, тогда я предлагаю вам сыграть в следующую игру «Скороговорки». Кто знает? Давайте выучим еще одну. Белка булку испекла и бельчатам отдала.

Скажите, чем отличаются слова белка – булка?

Игра «Один – много» (с мячом)

Игра "Кто чем был?"

Яблоко было (семечкой). Лягушка была (головастиком)

Рыба была (икринкой). Листочек был (почкой)

Машина была (железом). Хлеб был (мукой)

Мука была (зерном). Снег был (водой)

Тетрадь была (деревом). Дом был (кирпичом)

Взрослый человек был (ребенком).

Игра «Живой - неживой». Назовите слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Какие задания были трудными для вас? А какое задание понравилось больше?

Консультация для педагогов «Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речиСвязная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В развитии связной речи четко определяется взаимосвязь речи с

психологическими процессами, мышление, восприятие. Для того чтобы уметь

рассказывать необходимо четкое представление об объекте и предмете

рассказа, способность анализировать, определять причинно-следственные

связи, выделять свойства и качества предметов и явлений. Участвуя в

различных событиях повседневной жизни, ребенок накапливает

эмоциональный опыт, который возбуждает, активизирует и вдохновляет его

на словесные высказывания.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта

задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного

возраста. Следует подчеркнуть, что овладение связными формами

высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого

педагогического воздействия и руководства.

Развитие связной речи ребенка – дошкольника происходит в процессе

повседневной жизни и на занятиях. Исследователями установлено, что в

дошкольном возрасте легче осваивается правильное построение отдельных

предложений, но значительно труднее дети овладевают различными формами

связи и согласования фраз и частей рассказа, могут слабо сохранять

смысловые связи между частями рассказа. Очень важно учить ребенка

строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е.

воспитывать ориентировку на слушателя.

В младших группах проводится подготовительная работа по обучению

рассказыванию. Особое внимание уделяется формированию навыков

разговорной речи : дети учатся слушать воспитателя, высказываться в

присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать

предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

В средней и старшей группе на занятиях также используются различные

предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают

овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят

специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по

рассказыванию на темы из личного опыта.

Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах и их явлениях.

Тогда их речь становится связной и свободной. Задача воспитателя – научить

дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Необходимость в логической

последовательности повествования очень часто вызывает у ребенка

затруднения. В процессе обучения следует добиваться, чтобы все части

рассказа были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важным условием для развития связной речи является правильно

поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т.

к. характерные недостатки детских рассказов – однообразие используемых

синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей

предложения и даже целых фраз. Воспитатель помогает детям овладевать

языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и

явлений (прилагательные и причастия в роли определений, обозначающим

отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно –

следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того педагог учит

детей пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень

обобщения.

Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков

построения предложения. Работа над предложением включает следующие

задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения,

пользоваться предложениями с однородными членами, сложными

предложениями с сочинением и подчинением.

Целенаправленная работа по развитию связной речи должно проводиться с

самого раннего возраста. На третьем году жизни большое место отводится

слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а

также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически

проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается

внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и

том же занятии, так и через небольшие интервалы – в два-три дня. В

последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять в

разных направлениях.

Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение

пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала

следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем

задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать

самостоятельно. В этом случае взрослому нужно самому вести рассказ вслед

за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

Развитие речи происходит и во время различных режимных моментов, и в

самостоятельной игре детей. Рекомендуется давать детям речевые образцы,

объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда

необходимо задавать вопросы, побуждать ребенка к речевой деятельности.

В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и

воспитателем практически не устанавливается. Дети общаются только между

собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения

занятия, проводимые по плану. Общение становится регулярным, малыши

стремятся привлечь к своей деятельности воспитателя.

Известны два основных вида речи, а именно диалогическая и

монологическая. Для каждой из этих видов речи характерным является

наличие своих особенностей. К основным чертам диалогической речи

относятся: неполное предложение, восклицание, междометие, яркая

интонационная выразительность, жест, мимика и т. п. Диалогическая речь

предполагает наличие умения формулировать и задавать вопрос, в

соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную

реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более

или менее мотивированно отстаивать свое мнение. Что касается

монологической речи, то как речь одного лица, данный вид речи требует

развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев

повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить

свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить

эмоционально, живо и образно.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными

типами монологической речи – пересказом и рассказом.

Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи,

поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового

литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется,

прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого

пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и

доводится до самостоятельного творческого рассказывания.

План занятия по пересказу во всех возрастных группах выглядит так:

первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение,

пересказ. Важным методическим приёмом являются вопросы воспитателя. В

начале повествования они напоминают детям логику повествования,

взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа вопросы

дополняют или уточняют детский пересказ; после пересказа помогают

проанализировать его. В методической литературе предлагается широко

использовать план пересказа.

Кроме того, важно научить детей внимательно слушатьРазвитию слухового

восприятия и внимания способствуют игры : «Угадай по голосу: кто

позвал?», «Эхо»«Телефон», и др.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса

знаний, их упорядочении, систематизации.

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является

игра – детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую

действительность, выявляет свои знания, делится ими товарищами.

Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно –

речевое развитие детей : сюжетно – ролевые расширяют представления об

окружающем и способствуют развитию речевого общения ; игры –драматизации помогают более глубокому пониманию произведений

художественной литературы и активизируют речь ;

Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие

ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают

дидактические игры, обязательными элементами которых являются

познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в

игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например,

названия и внешний вид растений ; предметов, необходимых для труда ;

содержание литературных произведений и т. п.) . Решая умственную задачу в

игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении.

Организация совместных видов деятельности стимулируют активную речь,

поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее

успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий. В

результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию

речевых высказываний.

В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи

наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребё нка:

правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение

грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.

Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые

для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный,

интересный и вполне доступный для него путь.

Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не

только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно

использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное

оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные

детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.

В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть

успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных

задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.

22 сентября 2024 в 11:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.