Гимранова Эльвира Равкатовна, воспитатель МДОАУ «Детский сад №112» г. Оренбург
Для родителейКонсультация для родителей на тему : «Как научить детей пользоваться ножницами» Подготовила: Гимранова Эльвира Равкатовна Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для малыша может весьма сложным оказаться задание вырезать что либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки не синхронно (большой, указательный и средний пальчики - каждый выполняет свою работу). В каком возрасте можно давать ребенку ножницы? Чем меньше ручка ребенка, тем сложнее пользоваться ему ножницами. Однако, многие дети, уже с 2-3 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использование ножниц не будет требовать от ребенка напряжения – все будет происходить «на автомате». Когда пора давать ребенку ножницы? Если ваш малыш проявляет интерес к ножницам, пытается самостоятельно вырезать картинку, то можно попробовать научить его этому. Как это сделать? Шаг 1. Купите качественные детские ножницы, которые будут хорошо лежать в детской ручке. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было хорошо резать) – тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза. Шаг 2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц. Во первых, расскажите малышу, что ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, мелки, пальцы, волосы и т. д.). Если малыш был уличен в попытке отрезать кошке усы, заберите ножницы. Не отдавайте их до тех пор, пока ребенок не скажет о том, что готов использовать ножницы по назначению. Во вторых, расскажите о том, что с ножницами нельзя ходить, бегать и прыгать. Покажите как правильно нужно передавать ножницы своему товарищу (ручками вперед). Как научить ребенка вырезать? Прежде чем дать ребенку ножницы, поиграйте с ним в веселые игры, которые помогут усовершенствовать зрительно – моторную координацию, а так же сделают пальчики крохи сильнее. Чтобы развить умение пользоваться обеими руками (координировать движение обеих рук, дайте задание порвать кусок бумаги на очень мелкие кусочки. Эти кусочки можно приклеить к бумаге (если рвать белую бумагу, то приклеить ее можно на голубую, идет снег. Если рвать коричневую бумагу, а затем приклеить ее на силуэт птички, это перышки для замершего воробья. Пусть малыш попробует проделать дырки в бумаге с помощью дырокола, это сделает его руки сильнее. Поиграйте в пальчиковые игры, используя пальчиковые игрушки (это помогает использовать руку, работая разными пальчиками одновременно). После того как рука ребенка готова выполнять «трудную работу», научите его правильно держать ножницы. Как правильно держать ножницы. 1. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц. 2. Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко. 3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи). 4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь) иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным. 5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно. Далее покажите ребенку как вы сами режете бумагу на полоски, вырезая круги и треугольники. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка, даже тогда, когда ему не удается сделать надрез. С течением времени ребенок будет овладевать навыками все лучше. Вот как у малыша развиваются навыки использования ножниц : 1. Ребенок начинает проявлять интерес к ножницам и работе с ними. 2. Ребенок держит ножницы правильно. 3. Ребенок открывает и закрывает ножницы правильно. 4. Ребенок может отрезать кусок бумаги. 5. Ребенок отрезает кусок бумаги, делая два или более последовательных надреза. 6. Ребенок может вырезать квадрат. 7. Ребенок может разрезать лист бумаги пополам. 8. Ребенок вырезает фигуры более сложных форм. Консультация для родителей "Песочные фантазии" (весёлые игры, упражнения с песком). Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора. Любой ребенок очень любит играть с песком. Предложив ребенку савок, ведерко, формочки, грабли, воронки, сито, пластиковые баночки и бутылочки мы не только дадим ребенку интересное занятие, но и будем способствовать развитию его фантазии. Что же взять с собой в песочницу? Вот список предметов, которые помогут вам разнообразить игры с песком. Вода (удобно брать ее в пластиковой бутылке, лопатка — ведерко — сито для песка — грабельки — формочки разного размера и прозрачности (в качестве формочек можно использовать баночки из-под кремов, стаканчики из-под йогуртов и пластиковые бутылки). Лейка — воронка — мельница и другие игрушки с вращающимися лопастями. Фигурки людей и животных, маленькие куклы, игрушки-сюрпризы из шоколадных яиц. Природные материалы: камни, ракушки, куски дерева, сухие растения, травинки, палочки, веточки, листья, шишки, желуди, семена. Игрушечные предметы быта, мебель — игрушечная посуда. Транспорт (сухопутный (маленькие легковые машинки и грузовые с кузовом, водный, космический, боевые машины, строительная техника). Объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота, дорожные знаки. Выделите для «уличных» игрушек отдельную сумку, чтобы не смешивать их домашними. Лучше если сумок будет несколько, с разными игровыми наборами. Итак, если для игры все готово, отправляемся в песочницу. Но перед этим не забудьте рассказать малышу простые правила поведения в песочнице : не выбрасывать песок «за борт», не брать его в рот и не бросать в других людей, и, конечно, мыть руки после игры. А теперь поиграем… "Печем куличики" Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки. Ход игры.В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы, попросите ребенка сказать еще раз, какой песок : сухой или мокрый. Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет? "Спрячь игрушки" Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка. Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке). Дидактическое упражнение: «Дорожка из счетных палочек». Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук, путём взаимодействия пальчиков с песком, счётными палочками и мелкими игрушками. Материал: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки. Ход игры: Взрослый указывает направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик. 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк. 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути). Дидактическое упражнение: «Угадай где спрятано?» Цель: учим ориентироваться на плоскости, развивать умение видеть углы и середину песочницы, повторять названия геометрических фигур и их цвет. Материал: мелкие игрушки, пуговицы, камешки, цветные рамки. Ход игры: 1 вариант. У ребёнка мелкие игрушки. Взрослый предлагает поставить свою игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы. Маша, где стоит твоя игрушка? (в середине) Слушай внимательно, куда пойдёт твой мишка – в нижний правый угол. Посмотри глазками, с кем он там встретиться? (со львёнком, молодец, покажи ему дорогу – ребёнок берёт игрушку и «идёт». Предложить ребёнку самому придумать, куда пойдёт игрушка. Необходимо следит за речью ребёнка – отвечает полным ответом, правильно определяет место игрушки. 2 вариант. Разноцветные пуговицы или другие предметы, ребёнок закрывает глаза, вы прячете пуговицу в песке. Когда ребёнок открывает глаза, ему говорят: я спрятал пуговицу в квадрат в верхнем левом углу, угадай, где спрятано? Ребёнок ищет. Или говорим: в правый нижний квадрат нужно положить все треугольные пуговицы. (Все, у кого такие пуговицы, кладут их в указанное место). В нижний левый угол – все жёлтые пуговицы, в верхний левый угол – все с ушком, в верхний правый угол – все маленькие. Дальше считаем, в каком углу, сколько пуговиц, где или каких больше (меньше). Дидактическое упражнение «Веселые раскопки». Цель: активизировать социально – эмоциональный опыт ребёнка путём расширения их представлений об окружающем мире. Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, кисти для раскопок, совочки. Ход игры: Взрослый заранее прячет в песке нужный материал – полуразрушенный замок из кубиков, животных, цифры, геометрические фигуры и т. д. дети откапывают, что спрятано в песке. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. В процессе игры ребёнок получает знания об окружающем мире, учатся фантазировать и выдвигать свои гипотезы (если это замок, животные, инопланетяне, яйца и т. д., закрепляют знания о цифрах, буквах, счёте предметов и т. д. Дидактическое упражнение «Найди цифру». Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие внимания и терпения; продолжать разделять числа на чётные и нечётные. Материал: песочница с песком, двухсторонние цифры (синие – нечётные, красные – чётные, мелкие игрушки. Ход игры. В песке закопаны цифры. Ребёнок «запускает» в песок руки и ищет цифру. Посмотри, какая эта цифра? Проверь, правильно ли она у тебе лежит? Посмотри, у тебя цифра синего (красного) цвета. Это говорит о том, что цифра нечётная (чётная). Взрослый на камушках объясняет, что значит чётная или нечётная цифра. Чтобы хорошо запомнить цифру можно обрисовать её пальцем вокруг по песку, «прошагать» вокруг пальчиками или рядом выложить такую же цифру косточками, палочками и т. д. Далее ребёнок ищет следующую цифру и опять объясняется на мелких предметах чёт и нечет. Когда ребёнок это запомнит, он просто говорит : «Это цифра 5, она нечётная, поэтому синего цвета». Задание можно усложнить, если предложить выложить на песке больше или меньше предметов, чем найденная цифра. Чтобы было интересно, в песок можно закопать и другие маленькие предметы, но найти надо цифры. Дидактическая игра «Домик для друзей». Цель: ориентировка на плоскости, умение найти или описать где живёт зверёк, используя в речи понятия этаж и квартира. Материал: домик для игры в песке, мелкие игрушки. Ход игры: 1 вариант. Взрослый предлагает разместить свои игрушки по квартирам в домике. У каждой игрушки свой адрес – в синем квадрате жёлтый круг, в коричневом квадрате жёлтый прямоугольник и т. д. 2 вариант. Взрослый говорит: 2 этаж, 3 квартира. Ребё нок находит эту квартиру и отвечает: мой адрес в жёлтом квадрате зелёный прямоугольник. 3 вариант. Все игрушки ставятся по квартирам. Взрослый говорит: тот, кто живёт в квартире синий квадрат розовый треугольник, идёт гулять. Ребёнок с этим адресом убирает игрушку. Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру». Цель: закреплять названия геометрических фигур; закреплять названия цвета фигур; развивать воображение ребёнка; развивать мелкую моторику рук. Материал: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины. Ход игры: Взрослый говорит: «Посмотри, сегодня я приготовила для тебя «Чудесный мешочек», а в нём….давайте посмотрим, что там лежит? Ребёнок запускает руку в мешок, достает по одной геометрической фигуре и отвечает на вопросы: Что за геометрическая фигура у тебя в руке? Какого цвета? Посмотри, на какие предметы в группе похожа эта фигура? Если соединить твою фигуру, что получится? Взрослый говорит: «Давайте подойдём к песочнице. Я положу на песок квадрат и пальчиком или палочкой дорисую к нему треугольник – у меня получился дом. Подумайте, что ты можешь дорисовать к нашей фигуре и нарисуй. Ребёнок выполняет задание, достаёт другую фигуру и рисует другой рисунок. Далее, в самостоятельной игре, ребёнок берёт геометрические фигуры по своему выбору. «Отпечатки наших рук» На влажном песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п. Как правило, это занятие вызывает у ребенка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам пальцев. «Волшебные секреты». Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки и т. п. Если ребенок затрудняется или не решает начать игру, взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек. Нравиться? Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти!». «Волшебные отпечатки» Разложите все формочки и попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. Тем временем оставьте на ровной песчаной поверхности отпечаток какой-нибудь формочки. Малыш открывает глаза и пытается определить, кто здесь только что побывал, т. е. ищет ту форму, с помощью которой был сделан отпечаток. Можно добавить к пластмассовым формочкам и другие предметы: шишки, камешки, пластиковые стаканчики. «Домики для животных» Нарисуйте на песке несколько «домиков» – кругов, квадратов, треугольников. Расскажите малышу, что рыбки (если они есть в вашем песочном наборе) любят жить в круглых домиках, а, например, краб хочет непременно занять домик квадратный. Задания давайте исходя из наличия у вас игрушечной «живности». Пусть малыш возьмет формочки и сделает в нужных «домиках» соответствующие песчаные фигурки или просто отпечатки формочек. Задание можно и усложнить попросив поселить зверюшку не в круглый и не в квадратный домик, или в домик без углов, или в домик, у которого четыре угла. “Что следом?“ С помощью формочек выложите из песка цветочек, затем рыбку и снова цветочек. Спросите у ребенка, какая фигурка будет следующей. Если это слишком легкое задание для вашего малыша, выложите два цветочка, один слоник и вновь два цветочка. Что следом? «Песочные буковки» В песочнице можно учить буквы, цифры, геометрические фигуры – все, что захочется. Причем буковки можно не только писать палочкой на влажном песке. Их можно лепить из песка и даже выкапывать в песке в виде канавок. 22 сентября 2024 в 11:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.